Что искать?

История

Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Культуры «Петербург-Концерт»


Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Культуры «Петербург-Концерт» (Петербург-Концерт) – одна из крупнейших концертных организаций нашей страны.

30-е годы

История создания «Петербург-концерта» началась задолго до момента его официального основания — 1930 год — момента создания Ленгосэстрады. И, как точно пишет об этом исследователь русского театра Е. Зноско-Боровский в очерках об истории театральных трупп первого десятилетия ХХ века, Екатерининское собрание, ныне являющееся сердцем «Петербург-концерта», стало домом для внушительного числа коллективов предыдущего рубежа веков. Уже в сентябре 1906 года, после торжественного открытия концертного зала Первого общественного (Екатерининского) собрания Санкт-Петербурга, оно приняло на своих подмостках большое количество музыкальных и драматических коллективов. Так в 1910 году в Екатерининском собрании начал работать театр пародий и общественной сатиры «Кривое зеркало», директором которого была З. Холмская, а художественным руководителем — театральный критик А. Кугель. А с 1910 по 1916 год режиссером театра был Н. Евреинов, который осуществил в «Кривом зеркале» свыше ста постановок. Сам театр «Кривое зеркало» просуществовал в Екатерининском собрании до 1918 года. Одновременно на сцене Екатерининского собрания с 1909 года работал экспериментальный театр «Стиль», владелицей которого числилась актриса и певица Д. Мусина-Пушкина, а в качестве главного режиссера выступал ее муж актер и режиссер Ю. Озаровский. Зрителям представляли спектакли широкой эмоциональной палитры: от «Герцогини Падуанской» О. Уайльда, «Вчера» и «Женщины в окне» Г. Гофмансталя, «Пира во время чумы» А. Пушкина до оперы Г. Векки «Амфипарнас». Кроме того, известен тот факт, что Екатерининское собрание на время стало домом и для труппы С. Дягилева, который после ссоры с М. Кшесинской перебрался на его подмостки.

В 1931 году, находясь в логике исторических перипетий, Екатерининское собрание было переименовано в Ленинградское государственное объединение музыки, эстрады и цирка Центрального управления государственными цирками, которое с 1932 года перешло в ведение Наркомпроса РСФСР. Еще раз было переименовано в Ленинградскую государственную эстраду Комитета по делам искусств (Ленгосэстрада) при Совете министров СССР в марте 1946 года, основной целью которой было создание новых форм и жанров эстрадного искусства. Формируя репертуар для своих артистов, Ленгосэстрада обращалась к сокровищнице русской и мировой классики, а также широко практиковала специальные заказы советским композиторам. Среди них А. Прокофьев, М. Слонимский, А. Флит, В. Лифшиц, В. Владимиров, В. Поляков, В. Масс, М. Червинский и другие.

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война выдвинула перед советским искусством, в том числе и перед советской эстрадой, целый ряд новых тем, новых творческих задач, по-новому поставила вопрос о содержании и формах работы концертно-эстрадных организаций. Это новое было продиктовано острой политической необходимостью поставить в дни войны искусство целиком на службу фронту, Красной армии, на службу интересам нашего народа, ведущего героическую и справедливую войну против злейшего врага культуры и человечества-гитлеровской Германии. Никогда еще так высоко не поднимались общегражданские задачи искусства. Советский слушатель зритель и на фронте, и в тылу настойчиво и вполне справедливо предъявлял к искусству требование — дать такую песню, музыку, слово, танец, в которых на очень высоком уровне была бы выражена основная, волнующая весь народ идея защиты Родины, идея патриотизма. И советское искусство сумело живо и достаточно полно откликнуться на этот призыв Родины и народа. Одно из первых мест в годы войны заняла советская эстрада как боевое, мобилизующее фронтовое искусство малых форм. Сейчас можно смело сказать, что эстрада с честью выдержала испытание войной и прочно завоевала себе место как одно из самых массовых после кино, доступных и любимых народом, искусств.

Бригадиры-артисты

Только одно Ленинградское отделение за сорок два месяцы войны организовало для моряков Балтийского флота и частей Красной армии около двадцати тысяч концертов. Не было, пожалуй, ни одного, даже самого опасного участка фронта Великой Отечественной войны, где бы не побывали с концертами артисты ВГКО. От гранитных скал у Берингова моря до Кавказского побережья Черного моря протянулся путь фронтовых бригад. Моряки Северного флота и балтийцы осажденного Ленинграда, защитники Москвы и участники легендарной Сталинградской битвы не раз в самые трудные дни видели у себя артистов ВГКО. Не случайны шестьсот орденов и медалей за оборону Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Кавказа, которые украшают артистов ВГКО. Во фронтовых дневниках бригадиров-артистов мы встречаем записи, в которых отмечен боевой путь фронтовой бригады ВГКО. Это путь наступления Красной Армии от Сталинграда до Ленинграда (бригада артистов под руководством С. Акивиса). Это путь от Черного до Баренцева моря (бригада под руководством В. Жемчужного). Это путь, который начался в Смоленске и закончился у границы Восточной Пруссии (бригада под руководством Е. Полосина).

Возникновение Ленконцерта

Широко известная организация Ленконцерт возникла значительно позже, в 1965 году, на базе концертного бюро Ленинградской филармонии и Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения и просуществовала фактически до перестройки, после чего была переименована в «Петербург-концерт».

Открытие в Екатерининском собрании

С открытием новой площадки в Екатерининском собрании «Петербург-концерт» начал осуществлять новое направление деятельности — организацию специальных проектов и создание различных коллабораций на стыке жанров и форматов: театра, перформанса, филармонического концерта. Сейчас это единственная государственная организация Северо-Западного региона, которая реализует все виды зрелищных искусств: от массовых праздников на улицах и площадях до камерных концертов в гостиных петербургских особняков.

«Петербург-концерт» сегодня

Главной задачей «Петербург-концерта» было и остается, прежде всего, соответствовать интересам государства в деле сохранения культурного наследия, пропаганды лучших достижений российского и мирового искусства, поддержки новых направлений в культуре и просветительской деятельности. «Петербург-концерт» обладает уникальным составом исполнителей и творческих коллективов, высочайшее мастерство которых известно не только в России, но и далеко за ее пределами.

«Петербург-концерт» взаимодействует с Правительством Санкт-Петербурга, Законодательным собранием и Комитетом по культуре, выполняя заказы по разработке и осуществлению крупных программ в масштабах города и локальных мероприятий, участвует в координации культурных проектов, выработке культурной политики Северной столицы.