Что искать?

Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание было основано в 1790 г. Это был своеобразный закрытый клуб для проведения досуга. В Уставе Собрания говорилось о том, что оно имеет целью «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою».

В 1903 г. участок недвижимости, расположенный по адресу: Спасская часть, Средняя Подьяческая улица и набережная Екатерининского канала, был выставлен на продажу. В марте 1904 г. фактическим владельцем этой недвижимости, а также земельного участка стало Санкт-Петербургское 1-е Общественное собрание. 3 марта 1906 г. Собрание было переименовано в Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге.

Здание Екатерининского собрания было перестроено в 1905–1907 гг. из стоявшего на этом месте каменного двухэтажного особняка. Исследования показали, что дом является совместным произведением известных петербургских архитекторов-строителей: инженера Н. В. Смирнова, архитектора-художника Е. Н. Мунца и архитектора-художника Е. Н. Фелейзена.

С самого начала предполагалось устроить в здании театр, который должен был сдаваться внаем и мог функционировать автономно. С 1908 г. здесь размещался знаменитый театр «Кривое зеркало». В этом качестве здание просуществовало до 1917 г. В том же году в доме расположился Клуб работников Народного банка, а в 1919-ом – Политуправление Балтийского флота. С 1939 г. здесь размещалось Центральное конструкторское бюро ЦКБ «Балтсудопроект», просуществовавшее до 1999 г.   

В советский период внутренней отделке и архитектуре здания был нанесен значительный ущерб: установлены временные перегородки, заложены проемы, в основном утрачены декоративные элементы интерьеров, лепнина, частично уничтожены витражи, вывезена мебель, люстры, испорчено покрытие полов.

В августе 1999 г. здание было передано Лицензионной палате Санкт-Петербурга и в настоящее время находится на балансе нежилого фонда. Здание является памятником федерального значения по указу Президента РФ № 176 от 20.02.95 и входит в объединенную охранную зону и зону регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (решение ЛГИ № 1045 от 30.12.88). С помощью строителей и реставраторов ему возвращается былое великолепие. 

«Петербург-концерт» активно возрождает былую славу Екатерининского собрания. Для проведения концертов и спектаклей используются два зала: на 170 мест с театральной сценой и кулисами и лофт на 200 мест.

Малый зал

164 места

Большой зал

198 мест


Главная резиденция СПб ГБУК «Петербург-концерт» располагается на набережной реки Фонтанки между Аничковым мостом и мостом Ломоносова или в особняке, известном как Дом Кочневой, построенном в 1805–1809 годах архитектором Луиджи Руска. Напротив особняка расположен удобный спуск к Фонтанке, пригодный для причаливания теплоходов и катеров.

В Доме Кочневой, помимо спектаклей и концертов, регулярно проводятся экскурсии, во время которых можно услышать увлекательный рассказ о том, каким был Петербург в начале XIX века, как строился особняк, какие удивительные люди в нем жили.

Зеркальная гостиная, или Белый зал

Это главный зал анфилады особняка. С первого дня существования дома здесь звучала музыка. Здесь отлично сохранился роскошный потолок, расписанный знаменитым художником Шлером. Полихромная композиция изображает женскую фигуру, парящую в облаках, Пегаса – символа поэтического вдохновения и путти – крылатых мальчиков. По периметру помещения великий русский скульптор И. И. Теребенев выполнил прекрасные барельефы, а роспись между потолком и барельефами принадлежит кисти Дж. Скотти. Главное украшение гостиной – огромные зеркала, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в начале XIX века и не потерявшие своего блеска и глубины.

Кабинет

Во времена первых владельцев особняка  Ильин здесь располагалась парадная столовая, затем, у Кочневых, это помещение было отведено под кабинет хозяина дома. Так название и закрепилось за комнатой. Росписи на потолке и боковом фризе выполнены Дж. Скотти. Камин является гордостью этого помещения. Он изготовлен из камня под названием змеевик итальянским мастером Г. Гвиди. Всё декоративное убранство создает особую неповторимую атмосферу тепла и уюта. Стены кабинета завершаются лепным фризом из листьев и розеток и карнизом с модульонами. Над дверьми, ведущими в соседние комнаты, сохранились десюдепорты работы      М. П. Александрова-Уважного.

Гризайль

Эта комната у Ильиных служила приемной хозяина дома, а у Кочневых  - будуаром хозяйки, Ольги Александровны. Здесь она принимала близких друзей, читала, занималась рукоделием. Гризайль – это однотонная декоративная живопись на фризе шириной около 1.3 м, имитирующая лепку. Потолок разбит на три поля: среднее – большое однотонное, со скошенными углами, в которых расположены медальоны с изображением женской и мужской головы, и два боковых –изображающих мифологические сцены. Гризайль выполнен в серовато-зеленых тонах. Над гризайлем расположен лепной меандровый пояс.

Домашний театр

Помещение бывшей столовой, превращенное в театральный зал, великолепно: на потолке голубой плафон обрамлен орнаментальным поясом работы М. И. Скотти, живописный фриз, карниз с модульонами; над дверьми десюдепорты в виде лепных прямоугольных панно с изображением виноградных лоз. Главным украшением являются кариатиды скульптора А. М. Опекушина. Зал камерный, уютный, с небольшой сценой и кулисами. 

Анфилада парадных залов Дома Кочневой позволяет ставить уникальные интерьерные спектакли, во время которых зрители вместе с артистами переходят из одного пространства в другое.

Зал

80 мест


Нажимая на кнопку, вы даете
согласие
на обработку своих персональных данных